Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

      На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров.

ХУДОЖНИКИ ПОБЕДЫ: ОНИ РИСОВАЛИ ВОЙНУ...

      Журавлев Василий Васильевич.

      Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945 гг. отметился циклом работ на военную тематику. Одна из самых примечательных из них – «Московские зенитчики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журавлев ⁠Василий Васильевич. Московские зенитчики. 1943

 

      Все элементы картины наполнены глубоким смыслом. Счетверённая зенитная пулемётная установка М4 обр. 1931 г. – далеко не самое надёжное средство ПВО в условиях Великой Отечественной войны, но мощи 4-х пулемётов «Максим» вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать прицельному бомбометанию по мосту немецких штурмовиков в случае их прорыва к Москве. Наличие девушки в расчете орудия – очевидный признак того, что мужчин для службы в ПВО уже не хватает, всё больше их уходит на фронт и заменять их на боевых постах в тылу и у станков приходится женщинам. На заднем плане картины изображен Московский Кремль – его стены и башни давно стали скорее объектом духовного и культурного наследия – и теперь сами нуждаются в защите от фашистских варваров.

 

      Лентулов Аристарх Васильевич.

    Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил на своей картине «Оборона Ленинграда» матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лентулов ⁠⁠Аристарх Васильевич. Оборона Ленинграда. 1942

 

       Нисский Георгий Григорьевич.

       В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС».

     Нисский ⁠Георгий Григорьевич – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.

    Его картина «Над Баренцевым морем» полна торжествующей мстительности, с которой советский истребитель уничтожает орудие террора - фашистский бомбардировщик. Спасения фашистским лётчикам ждать негде - под ними холодные воды Баренцева моря.

   Труды Нисского в 1941-1945 гг. нашли признание в награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нисский ⁠Георгий Григорьевич. ⁠Над Баренцевым морем. 1942

 

      Пименов ⁠Юрий Иванович.

   Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников ⁠«Окон ТАСС⁠». Картина ⁠⁠«Фронтовая дорога⁠»⁠⁠ (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина ⁠⁠«Новая Москва⁠» (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пименов ⁠Юрий Иванович. Фронтовая дорога. 1944

 

      Пластов Аркадий Александрович.      ⁠

      Картина ⁠«Фашист пролетел⁠» была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Случилось так, что никому из художников, специально выезжавших или оказавшихся волею судьбы на фронтах, ставших свидетелями трагедии первых дней войны, не удалось создать картину столь же патетическую и трагическую. Мгновенно ставшая знаменитой, она была многократно репродуцирована и удостоена высоких наград. Она так и осталась единственной в своем роде – шок начала войны не стал самой популярной темой советского искусства сталинского времени. Пластов, говоривший о том, что ему «надо было облик этого чудовища показать во всём его вопиющем обличье», демонстрирует лишь жертву агрессии – случайно и бессмысленно убитого мальчика-пастуха. Картина стала продолжением повествования о деревенских людях, односельчанах Пластова – единственного из знаменитых советских художников, постоянно проживавшего в деревне. В первоначальном названии «Немец пролетел» первое слово вскоре заменили на «фашист» – национальная идентификация агрессора вытеснялась идеологической. Согласно легенде, картину эту возили в ноябре 1943 года в Тегеран на конференцию «большой тройки» – лидеров СССР, США и Великобритании – Сталина, Рузвельта и Черчилля – чтобы видели и ужасались. Живописное изображение воспринимали как документальное свидетельство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⁠Пластов Аркадий Александрович.Фашист пролетел. 1942

 

      Яковлев Василий Николаевич.

      Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Картины выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. Яковлев В.Н. неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.

   В картине ⁠Яковлева Василия Николаевича ⁠«Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве⁠» запечатлен момент произнесения будущим архиепископом Ярославским и Ростовским Сергием (Лариным) патриотической проповеди на молебне о победе советской Армии в годовщину начала Великой Отечественной войны. Молебствие совершалось в Никольской церкви Преображенского кладбища, бывшей церкви Единоверческого, Никольского монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яковлев ⁠Василий Николаевич. Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве.1942–1944