ПАЛИТРА ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Не было в советском искусстве темы более важной, более пафосной и официальной, более искренней и трогательной, чем Великая Отечественная война. Начавшаяся неожиданно и страшно 22 июня 1941 года, она полностью изменила жизнь миллионов людей на 1418 дней и ночей. Война постоянно присутствовала в культурном пространстве, взывая к жизни произведения самые разные: сделанные специально для выставок в фарватере пропаганды или полные искренних эмоций и воспоминаний. Все они стали выражением памяти собственной и коллективной.
Война объединила чувства большей части граждан, привнесла в привычный для искусства предвоенных лет пропагандистский пафос искреннее эмоциональное наполнение, вселяла в авторов и зрителей уверенность в полном их единодушии, абсолютном взаимопонимании. Идентифицируя себя с государством и народом, художники вносили вклад в общую борьбу. В сформировавшийся до войны стиль «социалистического реализма» война внесла новые смыслы и новую трагическую патетику, радикально отличавшуюся от безудержного довоенного оптимизма. Тем не менее, искусство призвано было не только и не столько рассказывать об ужасах и горевать о потерях, но и призывать к отмщению, славить героев и вдохновлять на подвиги. Художники не могли и не должны были погружаться в бездны отчаяния и страха, признавать и, тем более, демонстрировать ужас, охвативший и страну, и народ, и правительство в первые дни войны. Искусство еще более чем до войны стало долгом – перед страной, народом, партией и ее вождями. Советские художники, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они оказались задействованы в агитации, определяемой правительством, которой в этот период отдавалась колоссальная роль.
Плакат Кукрыниксов (творческое объединение советских художников-графиков и живописцев) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах городов уже на третий день после нападения фашистов. Художники работали во многих направлениях: выпускали политические плакаты для фронта и тыла (деятельность «Окон ТАСС», в которых сотрудничали Кукрыниксы и многие другие, решали важную задачу – вдохновлять людей на подвиг), на фронте сотрудничали во фронтовых газетах, различных редакциях (тут важна роль студии военных художников имени М.Б. Грекова). Кроме того, они создавали произведения для выставок, выполняя обычную для советского искусства роль «общественного пропагандиста». В этот период были проведены две большие всесоюзные выставки – «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок. Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию. Объединение ленинградских художников «Боевой карандаш» в 1941 –1945 годах регулярно выпускало агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков, ставшие важным и популярным военно-патриотическим материалом.
Агитационный плакат являлся одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны. Над ним трудились и старые мастера, состоявшиеся как художники еще в годы Гражданской войны (Д. Моор, В. Дени, М. Черемных), и мастера следующего поколения (И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!»; А. Кокорекин, «За Родину!» (1942); В. Иванов «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943); В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)).
Графики-станковисты создавали в этот период свои значимые произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. В военные годы обострилось восприятие окружающего, поэтому художниками-графиками создавалось большое количество взволнованных, трогательных, лирических и драматических образов. Для станковой графики того периода особенностью стала серийность, где цикл произведений выражал единую идею и тему. Большие серии начали возникать в 1941 году. Многие из них заканчивались после войны, соединяя настоящее и прошлое.
Советские художники-живописцы создавали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой – фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость Победы, чувство причастности каждого к общему делу. Позже образное раскрытие переживаний советских людей превратилось в тематическую традицию советского искусства.
Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала у советского народа всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни. Нужно было, во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве против фашизма. Сегодня с уверенностью можно сказать, что правительственную задачу по поддержанию в народе боевого духа, веры в Победу и вдохновения людей на подвиги представители изобразительного искусства выполнили.
С каждым годом Великая Отечественная война все больше отдаляется во времени, но не уходит из народной и культурной памяти. Сохранившиеся картины того периода, плакаты, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья. Художники новых поколений не отрицают опыт предшественников, а уточняют и дополняют их истории, вносят свой вклад в долгую летопись.
Художник на войне
Художник на войне запомнит краски,
И выложит их позже на мольберт:
Тревожный миг атаки без огласки,
И кем-то не отправленный конверт,
Щетину на щеках и злую стужу,
И кипятка спасительный глоток
Опишет, если Богу будет нужен
Его конкретно праведный итог.
Л. Ураева